Это один из случаев, в котором я воздержусь от рекомендаций, а только изложу только техническую часть вопроса.
Для начала термины:
"Трассовая езда" - езда с минимальным колличеством переключений
"Городская езда" - езда с большим коллическтвом переключений
"Режим пробки" - езда с постоянными переключениями, постоянными троганьями с места и остановками"
"Плита" - плита управления гидравлическими потаками и давлениями АКПП
"Пакет" - набор пластин и фрикционных дисков (типа накладок "феродо" как на диске сцепления или на колодках)
"Ремонт плиты" - процесс восстановления нормальной регуляции давления и потоков рабочей жидкости в АКПП, стоимость 10-15 т. рэ.
"ГТ", "Бублик" - гидротрасформатор
"КМ" - крутящий момент
Суть вопроса:
Любое включение или выключение передачи у АКПП сопровождается подключением/отключением некой комбинации пакетов. Для плавного включения передачи АКПП подает давление в соответсвующие пакеты, причем не резко, а достаточно плавно - точно так же, как на МКПП мы плавно отпускаем сцепление. В этот момент фрикционы пробуксовывают, передавая только часть КМ. После подачи рабочего давления (типа отпускания педали сцепления) - пакет начинает передавать КМ полностью, т.е. без проскальзывания.
Соответственно, логично предположить, что износ фрикционов, происходит в момент подключения пакета.
Чем чаше переключаемся - тем больше износ фрикционов>>
Чем больше износ фрикционов - тем больше "пыли" попадает в масло>>
Чем больше в масле мусора - тем больше отложения в ГТ, т.к. ГТ - это тот же барабан стиральной машины в момент отжима, когда все шмотки под действием центробежной силы размазаны по стенкам барабана, только крутится ГТ несколько быстрее, нежели стиральная машина, эдак в несколько раз, соответственно и отложения получаются достаточно плотными.
Масло, применяемое для АКПП, теряет моющие свойства достаточно быстро, при этом сохраняя свои смазывающие свойства.
Выводы:
Если автомобиль используется в основном в режиме трассовой езды - то износ фрикционов минимальный и соответственно, при таком режиме масло замен не требует, т.е. на весь срок службы, о чем и говорит ЭЛЬЗА. Подразумевается то, что АКПП в таком режиме проживет 400-500 т. км, после чего станет тотально изношенной и потребует замены, что не целесообразно, по причине такого же тотально износа автомобиля в целом. То же самое пишут в европейских сервисных книжках.
Если автомобиль используется в режиме городской езды, а уж тем более в режиме пробки, то фрикционы изнашиваются гораздо быстрее, и дествительно рекомендуется менять масло каждые 60 т. км.
А теперь самое интересное:
Зачастую, вы являетесь вторым, а еще чаще третьим и т.д. владельцем автомобиля. Как обслуживалась машина в прошлых жизнях - чаще загадка, чем достоверная информация. Равновероятно предположить то, что масло менялось как положено, точно так же, как и предположить, что оно не менялось ни разу. Засоренность имеющегося в АКПП масла вам так же ничего не скажет: это может быть масло помененное 20 т.км назад, а может быть и заводское.
И вот мы радостно принимаем решение заменить масло. Если для ваше АКПП это "привычная", т.е. регулярная в прошлой жизни процедура - то скорее всего всё будет хорошо и для вас и для АКПП.
А вот если масло не менялось давно, или не менялось вовсе, то можно запросто попасть на такую ситуацию: новое масло обладает великолепными моющими свойствами. Оно быстренько начнет отмывать стенки ГТ, и весь этот хлам полетит в плиту и в регулятор давления, для которых класс точности - "сотка" (1/100 мм), при увеличении/снижении зазоров начнет слетать как рабочее, так и обратное давление, что приведет, для начала, к пинкам и рывкам, а в режиме тарссовой езды или просто, со временем - к голоданию, и как следствие - к перегреву и разрушению ГТ. Так же в следствии нарушения нормальной циркудяции гораздо интенсивнее пойдут процессы износа насоса и пакетов.
Если своевременно осознать, что АКПП нуждается в ремонте плиты - то можно обойтись малой кровью - 15-ка + день без машины, но если продолжать насиловать уже прихрамывающую АКПП - то попадос на капремонт АКПП или её замену неизбежен.
Вот теперь, прочитав всё это думайте сами - МЕНЯТЬ ИЛИ НЕ МЕНЯТЬ????