RSS

Лябда зонд - датчик измерения кол-ва кислорода.

Как продиагностировать авто при помощи компьютера, программы по ремонту и запчастям. КПК, ноутбуки и другие примочки.

Модератор: Glyma

Лябда зонд - датчик измерения кол-ва кислорода.

Сообщение Alexder1 » 08 фев 2007, 15:51

Лямбда расположен между выходным коллектором и катализатором.Он определяет
количество кислорода в выхлопе.От количества кислорода зависит его проводимость.
Есть датчики с различным количеством проводов. От одного и до четырех.Для для нормальной работы Лямда, его надо разогреть. Датчики с одним проводом, как правило
ставятся в выпускной коллектор и разогреваются выхлопными газами, как минимум до 350
градусов. Только после этого начинается реакция с кислородом и на единственном проводе
из-за хим. реакции появляется постоянка от 0 до 1вольта. Но это Лямбда относительно
старого типа.Чаще их применяли японцы.Трех и четрех проводные имеют свой подогрев и
стоят ближе к катализатору.Как правило на них кроме накала, подается опорное напряжение из ЭБУ.Обычно 1 вольт.Внутри датчика стоит мостовая схема, проводимость
которой зависит от кол-ва О2.В результате на выходном проводе получаем переменное
напряжение.
Допустим,что смесь бедная. Кол-во О2 максимально.Проводимсть датчика-максимальная.
На выходе получаем все опорное напряжение, т.е. 1 вольт.ЭБУ получая эту иформацию,
увеличивает время открытия форсунок, смесь обогащается,кол-во О2 уменьшется и
напряжение на выходе стреимтся к нулю,затем ЭБУ начинет опять уменьшать время
открытия форсунок и напряжение увеличивается до 1 вольта.Этот процесс пазывают
лямбда регулированием.
Сначала греют движок и тестером с большим входным сопротивлением, не менее 100Ком на вольт, на пределе 1 вольт, наблюдают колебание стрелки, от 0.1 до 0.9 вольта.Отсутствие
колебаний, говорит о возможной неисправности Лямбды.При отсутсвии
сигнала от лямбды, ЭБУ переходит в особый режим, заложенный
програмно.
Лямбда регулирование поддерживает качественный состав смеси, в пропорции 1:14.7,
что неоходимо для полного сгорания топлива.
Если лямда дохлый, то при движке 1.6литра и нормальном вождении, в городском цикле
расхода меньше 10 литров на сотню не получите, а больше-это запросто. Плюс
неустойчивые холостые.Вообще, ресурс лямбды на нормальном бензине 50000...70000км.



Опорное напряжение есть на любом мозге, к которому подключается лямбда у ФВ/Ауди. Как правило опора -- 0.5 В, за исключением моторов ADY и AGG (если говорим о гольфе3). У этих моторов -- 1.2 В.

Отсутствие колебаний напряжения на лямбде говорит об отсутствии лямбда-регулирования, потому что вполне возможна такая комбинация неисправностей, при которой ЛЗ живой, а смесь все равно не правильная. В этом случае нужно сделать еще пару вещей, чтобы определить его живость, например искусственно обогатить и обеднить смесь и проверить реакцию ЛЗ.



Исходники: http://vwgolf-club.ru/forum/viewtopic.php?t=171
http://alexder1.promodj.ru/
VW GOLF III 1,4 ABD 1994г. сер.металлик.
FORD TAUNUS 2,3L V6 MPSZ-ZH v7,11 1980г.
Аватара пользователя
Alexder1

 
Сообщения: 933
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 19:36
Откуда: Мурманская область
Баллы репутации: 0

Сообщение theBLACKgnome » 18 май 2007, 02:11

Alexder1 прости пожалуйста, но я тут покрасочнее статейку нашёл и подготовил тебе в помощь:oops:


Зачем нужен "этот" лямбда-зонд

Автолюбитель пошел нынче грамотный – даже владельцев стареньких «Жигулей» не удивишь заморскими словечками ABS, ESP, Jetronic, катализатор, инжектор, лямбда-зонд... Последний термин, правда, больше волнует владельцев иномарок. Случается, в автомобиле вдруг «тяга» упала, он стал есть бензин: как не в себя, опять оштрафовали за СО, а причина всего этого неизвестна. На СТО мастера скажут: «Лямбда сдохла», предложат ее заменить, но цены! А не поможет, тогда что? Среди знакомых никто толком не знает, как к «лямбде» подступиться: «вещь в себе»... Действительно, лямбда-зонд – штука загадочная, но все же давайте попробуем в этой загадке разобраться.
Лямбда-датчик зондирует выхлоп
Зачем нужен лямбда-зонд
Жесткие экологические нормы давно узаконили применение на автомобилях каталитических нейтрализаторов (в обиходе – катализаторы) – устройств, способствующих снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор вещь хорошая, но эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси обеспечить катализаторам «долголетие» невозможно – вот тут и приходит на помощь датчик кислорода, он же О2-датчик, он же лямбда-зонд (ЛЗ).
Название датчика происходит от греческой буквы l (лямбда), которая в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси. При оптимальном составе этой смеси, когда на 14,7 части воздуха приходится 1 часть топлива, l равна 1 (график 1). «Окно» эффективной работы катализатора очень узкое: l=1±0,01. Обеспечить такую точность возможно только с помощью систем питания с электронным (дискретным) впрыском топлива и при использовании в цепи обратной связи лямбда-зонда.

Изображение
Изображение
Изображение

Избыток воздуха в смеси измеряется весьма оригинальным способом – путем определения в выхлопных газах содержания остаточного кислорода (О2). Поэтому лямбда-зонд и стоит в выпускном коллекторе перед катализатором. Электрический сигнал датчика считывается электронным блоком управления системы впрыска топлива (ЭБУ), а тот в свою очередь оптимизирует состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры топлива. На некоторых современных моделях автомобилей имеется еще один лямбда-зонд. Расположен он на выходе катализатора. Этим достигается большая точность приготовления смеси и контролируется эффективность работы катализатора (рис. 1).

Изображение

График 1. Зависимость мощности двигателя (P) и расхода топлива (Q) от коэффициента избытка воздуха (l)
Полное сгорание и максимальная мощность достигается при l=1.

Изображение

Рис. 1. Схема l-коррекции с одним и двумя датчиками кислорода двигателя
1 – впускной коллектор; 2 – двигатель; 3 – блок управления двигателем; 4 – топливная форсунка; 5 – основной лямбда-зонд; 6 – дополнительный лямбда-зонд; 7 – каталитический нейтрализатор.
Принцип работы
Лямбда-зонд действует по принципу гальванического элемента с твердым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2). Керамика легирована оксидом иттрия, а поверх нее напылены токопроводящие пористые электроды из платины. Один из электродов «дышит» выхлопными газами, а второй – воздухом из атмосферы (рис.2). Эффективное измерение остаточного кислорода в отработавших газах лямбда-зонд обеспечивает после разогрева до температуры 300 – 400оС. Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а разница в количестве атмосферного кислорода и кислорода в выхлопной трубе ведет к появлению на электродах лямбда-зонда выходного напряжения.
При пуске и прогреве холодного двигателя управление впрыском топлива осуществляется без участия этого датчика, а коррекция состава топливо-воздушной смеси осуществляется по сигналам других датчиков (положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, числа оборотов коленвала и др.). Особенностью циркониевого лямбда-зонда является то, что при малых отклонениях состава смеси от идеального (0,97 Ј l Ј 1,03) напряжение на его выходе изменяется скачком в интервале 0,1 - 0,9 В (график 2).
Кроме циркониевых, существуют кислородные датчики на основе двуокиси титана (TiO2). При изменении содержания кислорода (О2) в отработавших газах они изменяют свое объемное сопротивление. Генерировать ЭДС титановые датчики не могут; они конструктивно сложны и дороже циркониевых, поэтому, несмотря на применение в некоторых автомобилях (Nissan, BMW, Jaguar), широкого распространения не получили.
Для повышения чувствительности лямбда-зондов при пониженных температурах и после запуска холодного двигателя используют принудительный подогрев. Нагревательный элемент (НЭ) расположен внутри керамического тела датчика и подключается к электросети автомобиля (рис. 3).

Изображение

График 2. Зависимость напряжений лямбда-зонда от коэффициента избытка воздуха (l) при температуре датчика 500-800оС
А – условная точка средних показаний (Uвых » 0,5 В, при l=1,0). (Обогащение смеси (уменьшение О2 в выхлопе). Обеднение смеси (увеличение О2 в выхлопе).

Изображение

Рис. 3. Конструкция датчика кислорода с подогревателем
1 – керамическое основание; 2, 8 – контакты НЭ; 3 – нагревательный элемент (НЭ); 4 – твердый электролит ZrO2 с напыленными платиновыми электродами; 5 – защитный кожух с прорезями; 6 – металлический корпус с резьбой крепления; 7 – уплотнительное кольцо; 9 – выводы датчика.
Если ЛЗ «врет»
В этом случае ЭБУ начинает работать по усредненным параметрам, записанным в его памяти: при этом состав образующейся топливно-воздушной смеси будет отличаться от идеального. В результате появится повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, увеличение содержания СО в отработавших газах, снижение динамических характеристик, но машина при этом остается на ходу. В некоторых моделях автомобилей ЭБУ реагирует на отказ лямбда-зонда очень серьезно и начинает так рьяно увеличивать количество подаваемого в цилиндры топлива, что запас горючего в баке «тает» на глазах, из трубы валит черный дым, СО «зашкаливает», а двигатель «тупеет» и на ближайшую СТО вам, скорее всего, придется добираться на буксире.
Перечень возможных неисправностей лямбда-зонда достаточно большой и некоторые из них (потеря чувствительности, уменьшение быстродействия) самодиагностикой автомобиля не фиксируются. Поэтому окончательное решение о замене датчика можно принять только после его тщательной проверки, которую лучше всего поручить специалистам. Следует особо отметить, что попытки замены неисправного лямбда-зонда имитатором ни к чему не приведут – ЭБУ не распознает «чужие» сигналы, и не использует их для коррекции состава приготавливаемой горючей смеси, т.е. попросту «игнорирует».
При сгоревшем или отключенном лямбда-зонде содержание СО в выхлопе возрастает на порядок: от 0,1 – 0,3% до 3 – 7% и уменьшить его значение не всегда удается, т. к. запаса хода винта качества смеси может не хватить. В автомобилях, система l-коррекции которых имеет два кислородных датчика, дело обстоит еще сложнее. В случае отказа второго лямбда-зонда (или «пробивки» секции катализатора) добиться нормальной работы двигателя практически невозможно.
Вообще лямбда-зонд – наиболее уязвимый датчик автомобиля с системой впрыска. Его ресурс составляет 40 – 80 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации и исправности двигателя. Плохое состояние маслосъемных колец, попадание антифриза в цилиндры и выпускные трубопроводы, обогащенная топливно-воздушная смесь, сбои в системе зажигания сильно сокращают срок его службы. Применение этилированного бензина категорически недопустимо – свинец «отравляет» платиновые электроды лямбда-зонда за несколько бесконтрольных заправок.

Изображение

Рис. 2. Схема датчика кислорода на основе диоксида циркония, расположенного в выхлопной трубе
1 – твердый электролит ZrO2; 2, 3 – наружный и внутренний электроды; 4 – контакт заземления; 5 – «сигнальный контакт»; 6 – выхлопная труба.

Изображение

Рис. 4. Контактные выводы наиболее распространенных циркониевых лямбда-зондов
а – без подогревателя; б, с – с подогревателем.
* цвет вывода может отличаться от указанного.
Махнем не глядя!
Рекомендованный заводом-изготовителем лямбда-зонд и сходные по конструкции циркониевые датчики взаимозаменяемы. Возможна замена неподогреваемых датчиков на подогреваемые (но не наоборот!). Однако при этом может возникнуть проблема несовместимости разъемов и отсутствия в машине цепи питания для нагревателя лямбда-зонда. Недостающие провода можно проложить самостоятельно, а вместо разъема использовать стандартные автомобильные контакты.
Цветовая маркировка выводов лямбда-зондов может различаться, но сигнальный провод всегда будет иметь темный цвет (обычно – черный). «Массовый» провод может быть белым, серым или желтым (рис. 4). Титановые лямбда-зонды от циркониевых легко отличить по цвету «накального» вывода подогревателя – он всегда красный. При замене 3-контактного лямбда-зонда на 4-контактный необходимо надежно соединить с «массой» автомобиля провод заземления подогревателя и сигнальный «минус», а накальный провод подогревателя через реле и предохранитель подключить к «плюсу» аккумулятора.
Подключение напрямую к катушке зажигания нежелательно, т. к. в цепи ее питания может стоять понижающее сопротивление. Подключиться к контактам топливного насоса достаточно сложно. Лучше всего подключить реле подогревателя лямбда-зонда к замку зажигания.
Редакция благодарит специалистов фирмы «ЭСО-Автотехникс» и центра «Инжектор-сервис» за помощь в подготовке статьи.

Владимир Корницкий. Фото автора. http://www.autocentre.com.ua
Изображение GOLF4 1.6 1998 AKL МКПП
Аватара пользователя
theBLACKgnome

 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 26 мар 2007, 13:25
Откуда: Москва ЗАО
Баллы репутации: 0

Сообщение CAHTEXHuK » 01 дек 2007, 08:02

а в Гольфах какие лямбды? с подогревом или как?
CAHTEXHuK

 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 16 ноя 2007, 16:48
Откуда: рЕТНШ
Баллы репутации: 0

Сообщение VadimShina » 01 дек 2007, 14:40

Alexder1 писал(а):Есть датчики с различным количеством проводов. От одного и до четырех.
... писал Alexder1
Вопросик у меня, а зачем тогда 5ти проводные O2S (лямбда-зонд)?
они стоят до катализатора.
Изображение
Будь вежлив... и дорога оценит твое благородство.
Аватара пользователя
VadimShina

 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 29 ноя 2007, 16:18
Откуда: Казань
Баллы репутации: 0

Сообщение shredy » 09 дек 2007, 17:11

У меня сдох 2-й лямбда-зонд (тот,который за двигателем расположен). Скажите, на сколько это опасно и сколько стоит его замена?
GOLF IV, 1999г, 1.4L, AKQ, МКПП - продан!!
Toyota Corolla Verso - владею!
Аватара пользователя
shredy

 
Сообщения: 389
Зарегистрирован: 26 авг 2007, 20:44
Откуда: Люберцы
Баллы репутации: 0

Сообщение whale2 » 10 дек 2007, 12:24

CAHTEXHuK писал(а):а в Гольфах какие лямбды? с подогревом или как?


Гольфов разных очень много. Но после примерно 94 года везде стали ставить с подогревом
whale2

 
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 17 окт 2006, 20:10
Баллы репутации: 0

Сообщение whale2 » 10 дек 2007, 13:16

VadimShina писал(а):
Alexder1 писал(а):Есть датчики с различным количеством проводов. От одного и до четырех.
... писал Alexder1
Вопросик у меня, а зачем тогда 5ти проводные O2S (лямбда-зонд)?
они стоят до катализатора.


это широкополосный лямбда-зонд. Если обычный может оценить попадание или не попадание смеси в узкий диапазон, то широкополосный -- измеряет действительный состав смеси.
whale2

 
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 17 окт 2006, 20:10
Баллы репутации: 0

Сообщение Rastaman » 15 янв 2008, 10:42

лямбда стоит 1500 рябчиков! Заменить его можно самому! Гласно что бы она не сломалась в колекторе! Я сам менял уже 2 раза! Первый раз умерла так как масло попало они очень чувствительны к маслу!
Rastaman

 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 13 июл 2007, 20:10
Баллы репутации: 0

Сообщение ДЕМОН » 21 янв 2008, 21:43

ребята у меня г4 . На гарячую не заводеться с первого раза, с 2-3 раза нармально , постоит 15-20 минут опять такая беда.обороты на холостых прыгают иногда даже глохнет . инжектор чистил не помогло компьютер ошибок не показывает . Может быть это из-за лямбды :?
GOLF 4 1.6 16V azd 2000 EDITION
ДЕМОН

 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 28 июн 2007, 20:04
Откуда: СПБ
Баллы репутации: 0

Сообщение Gygo » 23 янв 2008, 16:34

Бесплатный сыр всегда достается второй мышке
Аватара пользователя
Gygo
Модератор
 
Сообщения: 2500
Зарегистрирован: 20 ноя 2006, 15:37
Откуда: Балашиха, М.О.
Баллы репутации: 0

Сообщение ДЕМОН » 23 янв 2008, 19:10

Gygo спасибо попробуем этот вариант !
GOLF 4 1.6 16V azd 2000 EDITION
ДЕМОН

 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 28 июн 2007, 20:04
Откуда: СПБ
Баллы репутации: 0

Сообщение f2001.78 » 31 янв 2008, 22:26

Выручайте братцы!!!
Проблема вот в чем: VW DJETTA 2.0( AEG )1999 г.в.(Америкос) накрылся катализатор, в выпуске 2-ве лямбды, одна в штанах вторая в банке после катализатора. Горит "чек" лямбды рабочие.Катал.. б/у найти не могу, по объявам тоже нет, все уходят на скупку. Без катал... подтупливает.?
И еще интересно 2-рая лямбда влияет на образование топливно-воздушной смеси или она чисто информативная о состоянии ката?
Или перепрошивка мозгов для работы без зонда и ката и стоит ли ее делать? Как решить проблему посоветуйте?
f2001.78

 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 31 янв 2008, 22:02
Баллы репутации: 0

Сообщение Pucher » 31 янв 2008, 23:32

Rastaman писал(а):лямбда стоит 1500 рябчиков

серьезно!?!?! Мне на мою ВАЗ 2109 оффициалы объявляли точно такую же цену.....
http://vwgolf-club.ru/forum/viewtopic.php?t=16941 - информация о Аэроклубе
Аватара пользователя
Pucher
Супер Модератор
 
Сообщения: 3861
Зарегистрирован: 14 дек 2007, 09:12
Откуда: М.О. г. Железнодорожный
Машина: VW Golf V 1.6 BSE (продана)
Баллы репутации: 20

Сообщение Alexder1 » 10 июл 2008, 23:13

theBLACKgnome писал(а):Alexder1 прости пожалуйста, но я тут покрасочнее статейку нашёл и подготовил тебе в помощь:oops:




Спасибо :)
http://alexder1.promodj.ru/
VW GOLF III 1,4 ABD 1994г. сер.металлик.
FORD TAUNUS 2,3L V6 MPSZ-ZH v7,11 1980г.
Аватара пользователя
Alexder1

 
Сообщения: 933
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 19:36
Откуда: Мурманская область
Баллы репутации: 0

решение проблемы

Сообщение f2001.78 » 14 авг 2008, 13:33

ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТО! Я сделал так: по этому чертежу
1.jpg
Описание:

Размер файла: 7,66 KB
Просмотрено: 534 раз(а)



выточил переходник, поставил пламегас в него вварил гайку с резьбой из банки ката и в нее вкрутил переходник потом в него лямбду2. Сбросил ошибки. 15 тыщ пробег нормальный и никаких "чеков". Я в Минске хочешь позвони расскажу +375292536280
f2001.78

 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 31 янв 2008, 22:02
Баллы репутации: 0

След.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Компьютерная диагностика, ПО для ремонта

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3